127 лет русской «трёхлинейке».
Почти каждый раз, касаясь темы и периода принятия на вооружение наших винтовочного 7,62х54-мм патрона и «трёхлинейки» (винтовки образца 1891 года), меня что-то настораживало – история получалась не совсем складной: приводимые повсеместно в литературе бодрые строчки про приказ ГАУ от 11 мая 1891 года о принятии новой винтовки и патрона на вооружение, при этом одновременно ссылались на Высочайшее повеление Государя Императора от 16 апреля…
Как-то странно – неужели в ГАУ почти месяц «думали»? Что же тогда в точности повелел Самодержец и что содержал Приказ ГАУ? Решил сам посмотреть непосредственно исходные тексты… Делюсь результатами:
23 мая 1891 года (11 мая по старому стилю) Приказом № 124 Главного артиллерийского Управления «по военному ведомству для сведения и должного, до кого касается, исполнения» было объявлено о принятии на вооружение русской армии «3-х линейной винтовки обр. 1891 года и патрона к ней, а также и пачечной обоймы к патронам».
При этом действительно, в Приказе говорится, что 28 апреля 1891 года (16 апреля по старому стилю) Государь Император соизволил утвердить испытанные образцы и Высочайше повелел именовать…
Но проблема в том, что «Полное Собрание Законов Российской Империи» за апрель 1891 года соответствующего Утверждения или Повеления в этот день НЕ СОДЕРЖИТ… Отсутствует такая запись.
Но кто, как и когда, в таком случае, официально принял нашу «трёхлинейку» и патрон на вооружение?
Ответ нашёлся в работе одного из непосредственных участников тех событий – начальника оружейно-патронного отдела ГАУ Николая Ивановича Юрлова «Обзор опытов, предшествовавших перевооружению нашей армии 3-линейными винтовками обр. 1891 года», цитата:
«В заседании 9 апреля 1891 года … выслушав доклад Полковника Кабакова и рассмотрев ружьё Мосина, приспособленное к обойме иностранца Нагана и заключавшее при этом все изменения, проектированные для устранения недостатков, указанных в журнале Оружейного отдела от 20 марта – Оружейный отдел признал их целесообразными и высказал, что представленное Отделу ружьё может служить руководством для изготовления на Императорском Тульском Оружейном заводе справочных ружей, если пачечное ружьё Капитана Мосина удостоится Высочайшего одобрения.
По приказанию бывшего Товарища Генерал Фельдцейхмейстера, Генерал Адъютанта Софьяно, как приведённый журнал, так и упоминаемые в нём изменения были представлены Военному Министру П.С. Ванновскому.
На этом журнале Генерал-Адъютант Ванновский 16 апреля 1891 г. положил следующую резолюцию:
«Государь Император Высочайше соизволил утвердить образец винтовки и патрона и Высочайше повелеть соизволил: именовать винтовку эту 3-х линейной винтовкой образца 1891 года, а в остальном исполнить, как испрашиваете».
Вот каким образом совершился знаменательный для нашей армии факт принятия для вооружения 3-х линейной винтовки пачечной системы, предложенной Капитаном Мосиным, но названной 3-х лин. винтовкой обр. 1891 года». Конец цитаты.
Вот оно как, оказывается... И становится вполне понятно замешательство военных и пауза между резолюцией Ванновского о Высочайшем Утверждении и выходом Приказа ГАУ. Пытались организовать «правильный» и «полновесный» Указ, возможно с «правильным» названием винтовки?